Пятница, 17.05.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS


Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней №4

 Амвросиевского района Министерства образования и науки

 Донецкой Народной Республики

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Воспитательные мероприятия » старшая школа

Половое здоровье

Амвросиевский районный отдел образования

Амвросиевский районный методический кабинет

Амвросиевская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 4

Амвросиевской районной государственной администрации

В Донецкой области

Разработка по теме:

«Первые шаги во взрослую жизнь»

(ещё раз о половом воспитании)

Подготовила и провела

Классный руководитель

Водолазская Е.Ф

Цели:

Учебные:

-закрепить знания, полученные подростками в процессе обучения в школе по вопросу полового воспитания;

-ознакомить учащихся с последствиями вступления в раннюю половую связь;

-расширить круг знай учащихся об окружающем их мире.

Развивающая:

-развивать мышление учащихся, их долгосрочную память, умение воспринимать и осознавать полученную информацию.

Воспитательная:

-воспитывать у учащихся уважительное отношение друг к другу, к представителям противоположного пола

 

Ход мероприятия

Учитель: сегодня мы с вами поговорим о половых отношениях в подростковом возрасте. О том, к каким последствиям это может привести.  

Подростковым считается возраст от 12 до 19 лет. Это время быстрых перемен и трудных исканий. Физические изменения - лишь часть процесса взросления. Одновременно подростки сталкивается с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни. Вживаясь в ту новую для него сложную обстановку, подросток должен в то же время решать вопросы, связанные с формирующейся сексуальностью, а именно: приспосабливаться к новым половым ощущениям, включаться в разные формы сексуальной активности, распознавать возникающее чувство любви, предотвращать нежелательную беременность. Неудивительно, что многие подростки испытывают в этот период дискомфорт и неуверенность в себе.

1 ученик : подростковый возраст - это время открытий и откровений, время, когда физическое развитие в сочетании с большей интеллектуальной и эмоциональной зрелостью создает ощущение приподнятости и свободы. Подростковый возраст - это не только период страхов и опасений, как думали раньше, это одновременно приятное и счастливое время бурного, беспокойного перехода из детства в зрелое. Парадоксальная природа подросткового возраста особенно ярко проявляется в сексуальной сфере.

В процессе формирования сексуальности подросток задумывается над множеством вопросов и решает вполне конкретные проблемы: он хочет знать, как меняется его внешность по мере взросления, как он выглядит в глазах окружающих и каков он на самом деле;

он познает собственное тело, его половые потребности и реакции;

него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола, он начинает играть свою половую роль, приобретает уверенность в правильности собственной половой ориентации;

он учится любить и вступать в интимные отношения;

у него формируется собственная система сексуальных ценностей.

2 ученик: При обсуждении всех этих проблем следует помнить, что нет одинаковых подростков. Выводы из наблюдений за сексуальностью 13-летней девочки неприменимы к 17- или 18-летним девушкам. Больше того, 13-летние подростки тоже разные. Отличаясь по степени физической зрелости, они точно так же отличаются по степени эмоционального развития. Подростки, принадлежащие к разным социальным слоям (или даже к одному слою, но живущие в разных городах), зачастую подвержены влиянию совершенно разных культурных традиций и представлений. В сочетании с другими факторами (социально-экономическими и религиозными), а также той или иной моделью половой роли, это обусловливает специфический характер проявления и выражения формирующейся сексуальности. Связь между половым развитием и представлением о собственном телесном и духовном облике

Детям подросткового возраста хочется выглядеть привлекательными. Это желание имеет самое непосредственное отношение к тому, как они воспринимают собственное тело, какой его образ они сами для себя создали. Хорошо это или плохо, но мы живем в обществе, для которого ценность личности нередко измеряется степенью внешней привлекательности. Подростки, находящиеся под сильным влиянием средств массовой информации, очень быстро начинают это осознавать.

Это время, когда подросток любой иеной стремится избежать непохожести на других и когда нежелательное физическое отклонение от стандарта угрожает насмешками, поддразниванием и отторжением общества сверстников".

3 ученик: Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности состоит в том, что подросток еще до конца не ощутил себя личностью, поэтому для него вопросы:

"Как я выгляжу?", "Каким другие видят меня?" тождественны вопросу: "Что я из себя представляю?" Другая причина в том, что большинство подростков еще не выработали достаточно широкой концепции самооценки на основании собственных достоинств, личностных особенностей и характера взаимоотношений с окружающими, которая могла бы служить противовесом мнению о собственной непривлекальности.

Озабоченность подростка по поводу своей внешности усугубляется тем, что в процессе полового созревания происходит непрерывный рост тела, почти необъяснимым образом изменяются его размеры, форма, очертания. Девочки-подростки остро ощущают развитие молочных желез, не только наблюдая за их увеличением у себя, но и сравнивая собственные параметры с тем, что они видят у подруг и знакомых. (Мальчики тоже замечают рост молочных желез у девочек-сверстниц и иногда сравнивают их размеры у одноклассниц; отчасти по этой причине чрезмерное развитие бюста вызывает у девочек такое же чувство неловкости, как и его малые размеры.) Внимание мальчиков-подростков на развитии собственных половых органов не столь заострено, поскольку последние не столь заметны. Однако они сами и их товарищи оценивают степень мужской зрелости по росту, развитости мускулатуры, наличию волос на лице и понижению тембра голоса. Подросткам, которые медленно развиваются физически, слишком хорошо знакомо чувство страха перед раздевалкой для мальчиков, где им приходится обнажать и выставлять тело на обозрение сверстников, подвергаясь насмешкам из-за отсутствия волос на .юбке или недостаточно развитых мышц. Связанная со всеми этими явлениями озабоченность по мере психического и физического развития в большинстве случаев постепенно исчезает, однако в раннем периоде отрочества описанные проблемы по понятным причинам имеют первостепенное значение.

Подростки озабочены не только своей внешностью, но и изучением собственного тела. Это не так просто, как может показаться, поскольку взрослые не всегда берут на себя труд разъяснить им все аспекты полового созревания, а недостаток знаний порождает вполне объяснимую тревогу. В частности, многие девочки-подростки не знают, что повышение концентрации эстрогенов в крови сопровождается нормальными выделениями из влагалища и нередко приходят в замешательство или испытывают беспокойство, замечая пятна на нижнем белье. Мальчики могут сходным образом реагировать на эякуляцию в ночное время, если никто не объяснит им, что это - следствие нормального развития организма. Неожиданная эрекция, зачастую возникающая в самые неподходящие моменты (когда мальчика вызывают к доске решать задачу по алгебре, во время купания в компании приятелей или даже во время церковной проповеди), тоже почти всегда приводит подростка в смущение, вызывает у него растерянность или беспокойство.

Познание сексуальных и любовных отношений между людьми

1 ученик: Ребенок начинает познавать сексуальные и любовные отношения между людьми в раннем подростковом возрасте, когда у мальчиков и девочек формируются необходимые навыки социального общения в процессе групповой деятельности, от выходов на прогулки до танцев, участия в вечеринках или совместных походах в кино. Для большинства подростков все это служит подготовкой к установлению более "серьезных" взаимоотношений, которые в последующем принимают форму гетеросексуального общения пар (поведение подростков с гомосексуальной ориентацией будет обсуждаться в этом же разделе несколько ниже). Вообще говоря, степень эмоциональной близости и сексуальной интимности в процессе таких взаимоотношений усиливается по мере взросления подростков и приобретения ими соответствующего опыта. Большинство из них проходит через целую серию такого рода романтических отношений на протяжении рассматриваемого периода. Они могут быть весьма разнообразными по форме: в некоторых случаях наступает самая настоящая влюбленность, приводящая к половой близости уже в 13- и 14-летнем возрасте, хотя чаще сексуальное экспериментирование завершается половым актом лишь в позднем подростковом. Известны, однако, примеры половой активности подростков в отсутствие любовного чувства. Хотя в настоящее время лишь немногие мальчики-подростки получают первый сексуальный опыт от проституток (в отличие от относительно высокой частоты такого пути потери невинности в 1940-х годах, выявленной Кинзи), довольно часто это происходит "от нечего делать", без всякой романтической подоплеки или еще хуже - в состоянии наркотического опьянения.

Формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей

2 ученик: Формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей происходит параллельно с поисками самого себя и представляет собой важный аспект развития подростка. Отвечая на вопрос: "Что я из себя представляю?", подросток одновременно ищет ответы и на такие вопросы: "Каковы мои взгляды?", "Во что я верю?", "Кого я должен избрать в качестве образца для подражания?" Подросток может, например, избрать в качестве общей линии поведения честность или, напротив, решить, что обман позволителен, если помогает добиться того, чего хочется. Точно так же, подросток может оказаться перед выбором считать секс способом выражения симпатии, удобной возможностью удовлетворить сексуальное желание или чем-то, что лучше отложить до прихода любви. Выбор приходится делать отнюдь не в вакууме, моральном или интеллектуальном. В конечном счете, он несомненно зависит от семейных и религиозных ценностей, а также от того, каких взглядов на эту проблему придерживаются близкие и друзья подростка

Самостоятельность

3 ученик: По мере того как у подростка формируется сознание собственной индивидуальности и уменьшается степень зависимости от родителей и других оказывающих на него влияние взрослых, возрастает значение взаимоотношений со сверстниками. Именно в процессе общения друг с другом подростки получают необходимые им поддержку и руководство. В этом возрасте чрезвычайно велико желание жить по-своему, исправить ошибки предыдущего поколения. Лишь с годами приходит осознание собственных целей, вырабатываются правила поведения и способы его контроля. Потребность подростков в свободе обычно сочетается с желанием быть похожим на своих друзей, хотя нередко им не удается совместить то и другое.

Отношение к сексу в разных молодежных группах может быть различным, поскольку отражает этнические и экономические особенности данной группы. В одном случае правила сексуального поведения могут быть вполне традиционными и возводить невинность девушки в степень высшей добродетели; тогда почти всякая сексуальная активность ограничивается рамками "законных" отношений. Если девушка не следует этим правилам, она приобретает плохую репутацию, которая может испортить ее будущее и делает ее жертвой мужчин, ищущих "легкой добычи". Если подросток входит в компанию, в которой на секс смотрят как на символ успеха и делят людей на "посвященных" и "непосвященных", это может заставить его быть сексуально-активным только из желания соответствовать принятым в его обществе стандартам. Более того, есть основания говорить о своего рода тирании сексуальных ценностей: сверстники ожидают от подростка приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и считают тех, кого не устраивает такое требование, несовременными, людьми второго сорта.

Отношение подростка к сексу, принятие им решений, касающихся сексуальных отношений, отражает степень индивидуальной психологической зрелости, личную систему ценностей, моральные соображения, страх перед опасностью нежелательных последствий и наличие увлечения или любви. Эти личностные характеристики нередко вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми средой сверстников, и их ограничивающий эффект в современном обществе, по-видимому, сильнее ощущается подростками-девочками, нежели мальчиками. Создается впечатление, что подростки, начавшие половую жизнь или вплотную приблизившиеся к этому, выше других ценят личную независимость, больше полагаются на друзей, чем на собственную семью, чаще употребляют наркотики и алкоголь и в большей степени склонны к участию в политических выступлениях по сравнению со своими сверстниками.

Непредвиденная беременность у подростков

1 ученик: Ежегодно среди американских подростков регистрируется более миллиона случаев беременности или один случай каждые 35 с. Поскольку речь, как правило, идет о непредвиденной и нежелательной беременности, неудивительно, что зачастую ей сопутствуют серьезные психологические, экономические и медицинские проблемы.

Масштабы этой "эпидемии" можно оценить на основании результатов статистических исследований. Ежегодно в Соединенных Штатах среди девочек моложе 15 лет регистрируется 30 000 случаев беременности.

Ежегодно беременность отмечается у одной из каждых 12 молодых незамужних американок, примерно у половины из них беременность завершается родами.

Менее половины девочек-подростков применяют противозачаточные средства при первом половом сношении; неудивительно поэтому, что половина всех первых беременностей приходится на первые 6 мес с начала половой жизни.

Ежегодно у 400 000 подростков производится аборт, что составляет треть всех производимых в стране абортов.

Шесть из 10 американок, у которых в возрасте до 17 лет родился ребенок, снова беременеют, не достигнув 19-летнего возраста.

Четыре из каждых 10 девочек, которым к настоящему времени исполнилось 14 лет, забеременеют, не достигнув зрелого возраста.

В 1985 г. беременность была зарегистрирована более чем у миллиона подростков. Из них более полумиллиона закончились родоразрешением живыми младенцами; свыше 400 000 случаев завершились абортами (остальное приходится на выкидыши и мертворождения).

Хотя после 1970 г. уровень рождаемости среди сексуально активных подростков значительно понизился, основная часть этого уменьшения обусловлена легализацией абортов в 1973 г.

Подростки-матери

2 ученик: Приведенные статистические данные иллюстрируют высокую частоту непредвиденной беременности среди подростков, однако, чтобы понять всю серьезность проблемы, придется рассмотреть некоторые дополнительные аспекты последствий беременности у женщин подросткового возраста. Прежде всего, беременность у подростков создает тем более высокий риск для здоровья, чем они моложе (он особенно значителен для 13-16-летних).

В частности, дети, рожденные женщинами этой возрастной группы, имеют низкую массу при рождении и почти вдвое чаще умирают в младенчестве, чем дети 20-30-летних женщин. Кроме того, беременность у подростков сопровождается более высокой частотой клинических осложнений, включая выкидыш, токсикоз и кровотечения, а также повышенным уровнем материнской смертности по сравнению с женщинами в возрасте от 20 до 30 лет.

Возможно, еще большую тревогу нежели медицинские аспекты проблемы должны вызывать социально-экономические последствия непредвиденной беременности в подростковом возрасте. В настоящее время законом запрещено исключать из школы беременных учениц или молодых матерей, однако в недалеком прошлом многие такие учащиеся оставляли школу, причем. Женщинам этой группы было гораздо труднее, чем их сверстникам зарегистрироваться на бирже труда или устроиться на постоянную работу. Неудивительно поэтому, что такие матери чаще нуждаются в материальной поддержке государства.

К счастью, однако, в настоящее время большинство матерей-школьниц успешно завершают образование, несмотря на все препятствия, стоящие на их пути (в отличие от ситуации, имевшей место еще 10 лет назад).

Беременность в подростковом возрасте довольно часто приводит к незапланированному замужеству. К. сожалению, такие браки чаше других заканчиваются разводом, а риск самоубийства среди молодых женщин, оказавшихся в этой ситуации, значительно выше, чем в общей.

Половое воспитание подростков

3 ученик: Споры относительно необходимости полового воспитания, особенно о целесообразности его проведения в школе, не утихают много лет. Небольшое число родителей и некоторые представители церкви выступают против любой формы полового воспитания на базе общеобразовательной школы, считая, что оно должно проводиться либо в домашних условиях (где оно вписывается в контекст семейных ценностей), либо в учреждениях, действующих под эгидой церкви. Однако большинство родителей и преподавателей считают, что участие школы в половом воспитании и необходимо, и целесообразно.

Относительно недавно наметилась явная тенденция к расширению полового воспитания на базе средней школы, хотя довольно часто профилактике СПИДа уделяется больше внимания и средств, чем половому воспитанию как таковому. В настоящее время во всех штатах, за исключением четырех, реализуются программы популяризации знаний в области СПИДа; школ, в которых учащиеся получают информацию по профилактике беременности, гораздо меньше. В результате только треть американских начальных и половина средних школ дает своим ученикам необходимые знания по половым вопросам. К сожалению, программы полового воспитания в разных учебных округах значительно отличаются с точки зрения содержания, количества часов и степени приемлемости общественным мнением. Те темы, которые по убеждению многих специалистов должны рассматриваться не позднее чем в седьмых или восьмых классах, на самом деле включаются в учебные программы не раньше девятого-десятого и даже позднее. Во многих школах так и не удается пройти многие важные темы, такие как способы контроля рождаемости, вопросы "безопасности секса" и гомосексуализма. Практическая ценность полового воспитания подростков старшего возраста значительно ниже, чем при его раннем начале. Возможно, именно по этой причине так редки сообщения об эффективности школьного полового воспитания с точки зрения его реального влияния на поведение подростков. В этом смысле ранее упоминавшееся сообщение Зелника и Кима составляет исключение, так как по наблюдению этих авторов незамужние молодые женщины, ведущие половую жизнь, реже беременеют, если получили половое воспитание.

1 ученик: Одна из немногих признанных безоговорочно эффективными программ полового воспитания на базе общеобразовательной школы была реализована в центральной части Балтимора. Здесь обычные уроки и индивидуальные занятия в учебном комбинате, включающем начальную и среднюю школы, объединили с занятиями по половому воспитанию и основам медицинской помощи на базе клиники, расположенной напротив, на той же улице. Такая организация учебного процесса позволила в течение двух лет снизить частоту незапланированной беременности у подростков на 30%, однако было бы ошибкой считать эту программу простой программой полового воспитания. Ее результаты нельзя сравнивать с результатами более традиционных программ, призванных достигнуть той же цели в процессе обычных классных занятий, так как в действительности в данном случае только 22% всех контактов между преподавателями и учащимися имели место в классных помещениях.

Данные примеры высвечивают главные проблемы на пути реализации программ полового воспитания. Сообщение информации само по себе вряд ли может изменить половое поведение подростков. Это, несомненно, объясняет, почему половое воспитание в школе столь неэффективно. Ведь большинство программ представляют собой столь откровенный призыв к сексуальному воздержанию, что подростки попросту игнорируют их.

2 ученик: Общепризнано, что ключевым фактором в борьбе за снижение числа незапланированных беременностей среди подростков и распространения болезней, передаваемых половым путем, является повышение чувства ответственности молодых мужчин в вопросе применения противозачаточных средств. Как показывают имеющиеся данные, степень информированности юношей относительно путей предотвращения беременности определяет правильность практического использования противозачаточных средств, однако половое воспитание в этом направлении не должно замыкаться в стенах школы. Важную роль в этой работе могут сыграть муниципальные программы, пропаганда с помощью средств почтовой связи и массовой информации, а также мероприятия, проводимые церковью. Важно только, чтобы получаемые подростками сведения имели практическую направленность, помогая узнать, где и как можно приобрести противозачаточные средства (и как преодолеть чувство неловкости при покупке), почему важно согласовать их применение с партнером, зачем нужно регулярно использовать эти средства.

Учитель: Формирование сексуальности подростков происходит при участии ряда важных взаимодействующих между собой факторов. Среди них половое созревание; познание своего тела, его чувственных порывов и потребностей; половая самоидентификация; накопление знаний о храктере любовных и сексуальных взаимоотношений между людьми; выработка собственной системы ценностей. Подросток учится интерпретировать свои сексуальные фантазии, противостоять влиянию сверстников и адекватно реагировать на отношение родителей к пробуждающейся в нем сексуальности.  

Несмотря на наличие сведений о том, что приобщение подростков к алкоголю и наркотикам так или иначе связано с сексуальным экспериментированием, эти данные нуждаются в уточнении. Употребление алкоголя и наркотиков может попросту отражать состояние, называемое "предрасположенностью к переменам".

Незапланированная беременность у подростков вызывает серьезное беспокойство общественности и органов здравоохранения, поскольку ежегодно регистрируется более миллиона таких случаев. Ранняя беременность сопряжена с повышенным риском для здоровья (особенно у подростков младшего возраста) и чревата отрицательными социально-экономическими последствиями как для родителей, так и для ребенка. Тем не менее есть основания полагать, что подростки-отцы вовсе не безответственные любители острых ощущений, какими их обычно рисуют; многие из них не бросают ребенка, оказывают ему материальную поддержку и участвуют в воспитании.

До сих пор не предложено простого способа решения проблемы непредвиденной беременности у подростков (равно как и связанной с ней проблемы высокой заболеваемости в этом возрасте болезнями, передаваемыми половым путем). Тем не менее разработаны новые типы школьных программ полового воспитания, оказавшиеся более эффективными по сравнению со старыми, делавшими упор на доведение до подростков необходимого объема информации. Целесообразность нового, более практичного подхода подтвердится, если с его помощью удастся убедить юношей и девушек шире использовать противозачаточные средства, если будет преодолено отрицательное отношение общественности к реализации таких программ и если у подростков появится мотивация уклоняться от сексуальных контактов до более зрелого возраста. Следует, однако, иметь в виду, что внедрение этих программ, начиная с десятых-одиннадцатых классов, по нашему мнению заведомо обрекает их на неудачу, поскольку половое воспитание подростков должно начинаться до того, как они достигнут юношеского возраста.

Категория: старшая школа | Добавил: asya (20.04.2012)
Просмотров: 2417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz